Дата выпуска: 22 сентября 2015 г. Движок: Frictional Games Разработчик: Frictional Games Жанр: Survival horror Возрастной ценз: 17+ Платформы: PlayStation 4, Windows, Mac OS, Xbox One, Linux
SOMA — компьютерная игра в жанре survival horror, разработанная студией Frictional Games, известной своими сериями игр Penumbra и Amnesia. Анонс игры состоялся 11 сентября 2013 года. 22 сентября 2015 года игра поступила в продажу. SOMA находилась в разработке с 2010 года. Это первая игра на движке HPL3 Engine. В апреле 2014 года стало известно, что сеттинг игры будет подводным. В марте 2015 года разработчики объявили о том, что разработка игры почти завершена. 29 мая появился первый геймплейный трейлер игры и была объявлена дата релиза — 22 сентября 2015 года. В апреле 2015 года прошло закрытое бета-тестирование. 24 августа стал доступен предзаказ цифровой копии игры в магазинах цифровой дистрибуции Steam и GOG.com. 16 сентября игра стала доступна для предзагрузки в цифровом сервисе Steam. Изначально разработчики планировали отойти от игровой механики своих предыдущих игр, однако разработать новую механику оказалось сложнее, чем планировалось. В 2017 году студия Frictional Games выпустила обновление «Безопасный режим» для версий на PC и Xbox One. На PS4 эта опция стала доступна в 2018 году. Данный механизм прохождения предназначен для тех, кто находит скрытный геймплей SOMA слишком сложным или подавляющим. Как объяснили разработчики, «Несмотря на то, что вы не можете умереть в Safe Mode, монстры по-прежнему могут представлять опасность, если вы слишком понадеетесь на свою удачу».
Описание и сюжет:
Действие игры разворачивается на отдалённой подводной исследовательской станции PATHOS-2, где машины начинают обретать человеческие черты. Саймон Джаретт, протагонист игры, обнаруживает, что мистическим образом оказался на данной станции, и начинает невольно раскрывать собственное прошлое, одновременно пытаясь осознать ситуацию, в которой он оказался, а также его потенциальное будущее. Подробнее - ниже:
В 2015 году Саймон Джаретт из Торонто попадает в автокатастрофу, в которой погибает его подруга Эшли, но сам Саймон, с тяжёлым повреждением мозга и внутричерепным кровотечением, остаётся жив. Из-за непрекращающихся побочных эффектов Саймон соглашается на экспериментальное сканирование мозга в медицинской лаборатории, но во время сканирования он, как кажется, теряет сознание, приходя в него уже на некой подводной станции, как оказывается — в 2104 году.
За это время на Землю упала огромная комета и уничтожила всё живое на суше. Сознание, скопированное тогда в Торонто, загружают в специальный чип и вставляют в чужое тело на одной из станций. Позже протагонист узнаёт, что находится в механическом теле, заправленном наногелем, разработанным учёными для технических нужд. Гель может связывать электронику с биологическими тканями. С Саймоном вступает в контакт Кэтрин, ещё один учёный, который также оказывается цифровой копией реального человека. Её сознание загружено в устройство доступа. Она просит помочь спасти «Ковчег» — автономный спутник, в котором хранятся личности всех скопированных. Внутри «Ковчега» создаётся виртуальная реальность, где скопированные личности людей могут продолжать существование. Так учёные хотели сохранить человечество, точнее то, что от него осталось — умы и мысли. Но чтобы его отправить, понадобится дойти до станции в бездне, а также миновать обезумевший ИИ (называемый «НИУ»), созданный для защиты человечества, в сочетании с гелем, которым он зарастил весь океан, ставшим ночным кошмаром, поглотившим почти всех людей и организмы на морском дне, тем самым симулируя процессы жизнедеятельности в организмах.
За время путешествия Саймон узнаёт, что он не исходная личность, а только копия, а «настоящий» Саймон умер ещё в 2015 году. Затем он копирует сам себя ещё раз, так как ему нужно спуститься в бездну, а его новое тело не поместится в костюм, который выдержит давление на огромной глубине. Вторая копия с помощью Росса достигает цели вместе с учёным, что поселилась в его устройстве доступа. По пути он зашёл в место, из которого растёт НИУ (бывшая станция Альфа). Герой должен сделать выбор: убить НИУ или оставить всё как есть. Затем появляется Йохан Росс, велевший ему убить НИУ, однако теперь он уже собирался убить Саймона, но его (Росса) внезапно съедает одно из созданий НИУ. Саймон и Кэтрин с трудом пробираются мимо огромных глубинных существ к космической пушке (на станции Фи) и запускают с её помощью «Ковчег», успев скопировать себя на него. В конце Саймон (копия в глубоководном теле) остаётся под водой и с помощью Кэтрин окончательно осознаёт, что сканирование создаёт только копию сознания, а не переносит его. Сознания Саймона (скопированное третий раз) и Кэтрин, помогавшей всем его предыдущим копиям запустить «Ковчег», оказываются там же. «Ковчег» выстреливает в атмосферу и скрывается на орбите мёртвой Земли. Тогда как копия Саймона, не имея ни малейшего понятия о судьбе Саймона, оставшегося на земле, оказывается в виртуальном мире и там, на фоне идиллического ландшафта, встречается с Кэтрин.
В последнее время подсела на ужастики (с чего бы это?..) и хотела выделить понравившейся в данном разделе. SOMА - динамичная и страшная игра, но не без своей прелести. Например, гулять по дну океана (не в бездне, а где-то в серединке игры), любуясь светящимися рыбками и крабами, ползающими под ногами - было тем ещё релаксом. Сюжет затягивает и достаточно внятно развивается. К счастью, познакомилась я с этой игрой, когда уже появился "безопасный уровень" - героя могут напугать, но не убить. Ещё один огромный плюс - исследования местности без мясорубки - достаточно вовремя прятаться и убегать - никого убивать не нужно. А ближе к финалу ещё и "союзником" обзаводимся, пусть и призрачным. Без его помощи гулять по дну бездны было бы куда сложнее - он хоть подсказывал направление, появляясь мерцающим призраком в черноте океана... Любителям пощекотать себе нервы, без лишнего насилия - рекомендую.